Утверждаю:
директор МБОУ «Локосовская
средняя общеобразовательная
школа им. З.Т.Скутина»
___________ Баглай И.И.
приказ № 293 от «02» сентября 2013
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
- Общие положения
Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
- Социально-психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
- Социально-психологическая служба является структурным подразделением.
- Социально-психологическая служба школы подчиняется - директору школы
- Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.
- Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации.
- Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, учащихся, администрации, педагогов и настоящим Положением.
- Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями учащихся и медицинскими работниками.
- В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуются Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом РФ «Об образовании», Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением. Конституция Российской Федерации.
- Цели и задачи Социально-психологической службы
- Цель организации СПС — создание целостной системы, обеспечивающей полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
- Основные задачи Социально-психологической службы:
- неотложная психологическая помощь учащимся школы и их семьям;
- консультативно-диагностическая,коррекционная,психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях школы;
- обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
- социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
- консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связным с охраной психического здоровья детей и подростков;
- психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям в экстремальных ситуациях.
- Функции
- Диагностическая функция:
- выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
- изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в коллективе;
- определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
- отслеживание и анализ динамики развития учащихся и классных коллективов.
- Коррекционно-развивающая функция:
- разработка и проведение программ развития потенциальных возможностей ученика;
- выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
- проектирование систем социально-психологических мероприятий по решению конкретных проблем.
- Реабилитирующая функция:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебновоспитательные или семейные условия;
- семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в семье, разработка рекомендаций по эффективному воспитанию ребенка, развития его потенциальных возможностей; профилактика психического и физического воздействия на ребенка в семье.
- психолого-педагогическая поддержка подростка в кризисной ситуации.
- Воспитательная функция:
- разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»
- интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.
- Профилактическая функция:
-разработка мероприятий по профилактике и предупреждению неуспеваемости, -пропаганда здорового образа жизни,
-просветительская работа с родителями учащихся.
- Основные принципы деятельности социально-психологической службы:
- принципы взаимодействия, заключающиеся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды в учебном заведении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи;
- личностно-ориентированный подход, который основывается на гуманном отношении к личности, уважении прав и свобод как учащихся и воспитанников, так и педагогов; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении творческой деятельности;
- позитивное восприятие личности,означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности;
- конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранение профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами.
5. Обязанности и права сотрудников социально - психологической службы:
5.1. Участвовать в работе школьных методических семинаров, а также проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
5.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы и другими курирующими организациями.
5.3. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.
Работать в сотрудничестве с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
5.5. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
5.6. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы.
6. Направления работы
6.1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей.
6.2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
6.3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
6.4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.
6.5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
6.6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
6.7.Социально-медицинское.
7. Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
7.1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр и т.д.
7.2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
7.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
7.4. Проводить в школе плановые групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования и по заданию вышестоящих органов.
8. Организация работы социально-психологической службы
8.1. В состав социально-психологической службы школы входят: педагог - психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, посредники (педагоги, классные руководители, мед.работник).
8.2. Координацию деятельности службы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
8.3. Графики работы педагога-психолога и социального педагога утверждает директор школы. При составлении графиков учитывается необходимость работы по повышению квалификации и самообразованию.
8.4. На время отсутствия педагога-психолога и социального педагога их обязанности могут быть переданы только лицам, обладающим необходимой квалификацией.
Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, права иметь дополнительную учебную нагрузку, решаются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации