Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашей школе. Исходя из современных требований, школа ставит основной целью – создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых и одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
В 2014-2015 учебном году продолжена работа по реализации подпрограммы «Одарённые дети», целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантов. Согласно данной программе особое внимание уделяется личности ребенка, его индивидуальности, раскрытию и развитию его способностей.
Основные задачи подпрограммы заключаются в том, чтобы разработать систему выявления и сопровождения одаренных детей, их психолого-педагогическую поддержку, сформировать методы и приемы, которые способствуют самостоятельности мышления, инициативности и творчества, продумать систему стимулирования деятельности одаренных детей, создать условия для укрепления одаренных детей, создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, обобщить опыт работы педагогов с одаренными детьми.
С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинары, районные методические объединения учителей-предметников. В школе ведётся систематическая и целенаправленная работа по пополнению и обновлению банка данных «Одарённые дети». Выстроена система мероприятий, направленная на выявление и поддержку одарённых детей. В школе применяются различные формы работы с одарёнными детьми: система дополнительного образования, занятия учебно-исследовательской деятельностью, заочные, очные, дистанционные конкурсы, участие в олимпиадах различного уровня. В школе ведётся мониторинг успехов и достижений учащихся, чему способствует инновационная система накопительной оценки портфолио. Обязательное условие формирования у ребёнка чувства успешности – обеспечение его участия в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня. Можно отметить широкий спектр олимпиад и конкурсов, в которых успешно участвуют учащиеся нашей школы.
Характерной чертой системы работы школы являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель, интеллектуального марафона, «Евровидения». Предметные недели позволяют углубить и расширить знания учащихся во внеурочной деятельности, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребенку проявить свой талант. Главным результатом предметных недель является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия.
В рамках подпрограммы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад. Уровень подготовки и результаты участия обучающихся в этапах всероссийской олимпиады – важный показатель качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Порядок проведения каждой олимпиады определялся ее положением. Традиционные олимпиады начинаются с проведения школьного этапа, победители и призеры которого принимают участие в следующем туре. Формат Интернет-олимпиад предполагает участие в первом заочном этапе неограниченного числа школьников. Второй этап данных олимпиад проводится в очном режиме, в нем принимают участие победители и призеры заочного тура. Каждая олимпиада принесла результативность образовательному учреждению:
- Дистанционная олимпиада по русскому языку для обучающихся 8 – 11 классов,
- 1 этап (заочный) I-й районной метапредметной олимпиады
- Муниципальный этап (I этап) международной олимпиады по основам наук (УрФО ) (заочная форма)
- Международная олимпиада «Пятая четверть» 1 этап
- Региональная открытая олимпиада по русскому языку uriit.ru
- 2 Всероссийская олимпиада учащихся учреждений общего образования, начального и среднего профессионального
- 3-я Всероссийская олимпиада учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования по обществознанию
В школьном этапе могли принять учащиеся, начиная с 5 класса (с учетом возраста начала изучения предмета).
Количественные данные о проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в
|
||||||||
Количество общеобразовательных организаций |
Общее количество обучающихся в муниципальном образовании с 1 по 11 класс (чел.) |
Количество обучающихся в 5-6 классах (чел.) |
Количество обучающихся в 7-8 классах (чел.) |
Количество обучающихся в 9-11 классах (чел.) |
Школьный этап
|
Муниципальный этап |
||
Количество участников (чел.) |
Количество победителей и призеров (чел.) |
Количество участников (чел.) |
Количество победителей и призеров (чел.) |
|||||
1 |
233 |
42 |
32 |
59 |
67 |
17 победителей, 17 призеров = 34 ч. |
12 |
2 |
.
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 253 ученика (один учащийся по нескольким предметам) 5-11 классов по 17 учебным предметам. В соответствие с Положением участниками муниципального этапа стали победители и призеры школьного этапа. Сравнительный анализ числа участников школьного этапа предметных олимпиад школьников по различным предметным дисциплинам показал как снижение, так и увеличение количества участников и результатов. В муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 12 учащихся 7-11 классов. Из 12 участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников победителем стал ученик 8 класса (история), ученица 11 класса стала призером по географии.
В 2013/2014 учебном году обучающихся школы приняли участие в:
№ п/п |
Название конкурса, конференции и т.п. и уровень мероприятия
|
Количество участников
|
Результаты участия (1 место - … чел., 2 место - ... чел., 3 место - …чел, ) |
||
I. |
|
||||
|
Мероприятия в рамках в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее», из них |
3 из 8 допущенных |
Диплом (Номинация «Сохранение речевой культуры общества») |
||
|
|
4 |
1 чел.-2место 2 чел.- 3 место |
||
|
III районный межпредметный интеллектуальный марафон знаний учащихся 4-х классов |
3 |
3 чел. 2 места, дипломы 2 степени |
||
|
Школа молодого журналиста «Медиа полигон» |
2 чел |
Школе-Благодарственное письмо, детям-рекомендательные письма для поступления в ВУЗ |
||
|
Примирение и согласие |
3 чел |
Грамота -1 |
||
|
Районный слет школьных лесничеств |
6 |
1 место |
||
|
Дистанционные мероприятия в рамках районных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений, из них: |
Общее кол-во участников этих мероприятий: … |
|
||
|
1 этап (заочный) I-й районной метапредметной олимпиады |
12 |
В финал-6 чел. |
||
|
Муниципальный этап (I этап) международной олимпиады по основам наук (УрФО ) (заочная форма) |
101 |
Дипломы-96 |
||
|
Международная олимпиада «Пятая четверть» 1 этап |
75 |
Дипломы всем |
||
|
Районная викторина «О, спорт, ты-мир!» |
2 |
Дипломы-2 |
||
|
Всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Россия и мир: история и современность» |
3 |
1 место -1 чел |
|
Очное участие в конкурсе «Моя законотворческая инициатива»
|
1 |
Диплом Лауреата , работа отправлена от Молодежного парламента Югры в Москву |
|
Очное участие в конкурсе «Моя законотворческая инициатива»
|
1 |
2 место диплом |
|
Кирилло_Мефодиевские чтения ХМАО-Югра |
2 |
3 место диплом |
|
Межрегиональная многопрофильная олимпиада «Менделеев» (математика, английский) |
2 |
Грамота-1 чел |
|
Региональный этап (II этап) международной олимпиады УрФО |
76 |
Дипломы-все |
|
Международная олимпиада «Пятая четверть» 2 этап |
69 |
Дипломы всем |
|
2 Всероссийская олимпиада учащихся учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образрвания по истории (10 чел.), по русскому(6), биологии(3) по математике(3 чел.) |
22 |
Дипломы-все |
|
3-я Всероссийская олимпиада учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования по обществознанию |
6 |
Дипломы-все |
|
Творческий конкурс «Информационный мир Югры» |
2 чел |
Диплом и Грамота |
|
2-я дистанц.олимпиада по истории АНОДО ЦГПЭО г.Киров |
1 |
диплом |
|
Британский бульдог |
4 |
Сертификаты-4 |
|
Русский медвежонок |
33 |
Сертификаты-33 |
|
ИРИ «Глобальный вопрос» |
10 |
2 место |
В начальной школе и у учащихся с 5 по 11 классов большой популярностью пользуются с повышенными образовательными интересами международные игры – конкурсы: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог».
Таким образом, в ОУ созданы благоприятные условия для развития талантливыхдетей:
- сформирована система педагогической поддержки одаренных и способных детей;
- имеется оптимальная структура школьного и дополнительного образования;
- координируется деятельность всех участников образовательного процесса по обеспечению поддержки одаренных детей;
В школе сложилась определенная система работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся, как на уроках, так и в неурочное время. В различных мероприятиях было занято более 70% учеников школы. В целом, на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашей школе ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Наряду с успешными результатами проблемами в работе с одаренными детьми по – прежнему остаются:
- перегрузка учащихся, занимающихся в режиме интенсивного обучения,
- недостаток материальных средств для работы с одаренными детьми.
Пути решения мы видим в повышении эффективности психолого-педагогического сопровождения в работе с одаренными детьми; в выходе на индивидуальные образовательные программы (траектории) обучения одаренных детей с учетом их способностей и наклонностей и соответствующее стимулирование учителей, разработавших подобные программы и ведущих качественную подготовку учащихся; в более широком использовании здоровьесберегающих технологий в организации работы с одаренными детьми.